Категории
Корпоративное волонтерство: что это такое и как его внедрить


Корпоративное волонтерство — это участие сотрудников организаций в социально значимых проектах. Профессиональное добровольчество включает оказание бесплатных профессиональных услуг, а непрофессиональное — общую деятельность, не требующую навыков и квалификации.
Преимущества корпоративного волонтерства
Наличие добровольных помощников для социальных проектов представляет бизнес в выгодном свете и формирует положительный имидж предприятия.
Общие дела укрепляют и развивают такие личные качества, как ответственность, отзывчивость, умение идти к поставленной цели.
Сослуживцы становятся сплоченной командой, способной выполнять совместные задачи.
Добровольцы из числа сотрудников могут реализовать свои организаторские способности и выйти в лидеры.
Идет развитие корпоративной культуры, снижается количество конфликтов в коллективе, формируется позитивное отношение к начальнику.

Направления корпоративного волонтерства
Корпоративное социальное волонтерство имеет несколько основных направлений:
-
Экология. Эта сфера включает в себя разные программы: от спасения диких животных и экологических систем до уборки мусора на городской территории. К примеру, озеленение ландшафта, раздельный сбор бытовых отходов и помощь в природных заповедниках.
-
Шефство и уход. Волонтеры посещают детские дома, школы-интернаты для инвалидов, пансионаты для пожилых. Здесь к обычной деятельности по уходу прибавляется общение с сиротами, детьми-инвалидами и пожилыми людьми.
-
Помощь брошенным домашним животным. Это направление корпоративного волонтерства включает сбор средств на содержание и лечение братьев меньших, а также заботу о них в приютах.
-
Здоровый образ жизни. Добровольцы пропагандируют донорство, помогают в больницах, дежурят на общественных мероприятиях. А также рассказывают о ЗОЖ в средствах массовой информации и непосредственно при встречах с населением.
-
Спорт. Это направление корпоративного волонтерства включает помощь судьям, спортсменам и зрителям на спортивных мероприятиях: сбор анализов и тестов, поддержание порядка на трибунах, информирование и т.д.
Как внедрить корпоративное волонтерство в компанию?
Первоочередная задача руководителя при внедрении корпоративного волонтерства — определить основную цель мероприятия и подсчитать моральную выгоду, которую получит организация. Затем нужно найти сотрудников, способных поддержать волонтерство. Следует учесть, что недовольные работники тоже найдутся. Заставлять их не стоит, лучше выслушать все аргументы и внести поправки в планы.
Несогласных убавится, если волонтерство будет занимать не более пары часов в неделю. Кроме того, у каждого сотрудника имеются приоритеты: кто-то любит животных, другие с удовольствием играют с детьми. Вряд ли стоит насильно отправлять особо чувствительных людей в зону ЧС, колонии или хосписы.
Современный ритм жизни диктует свои условия: иногда времени на личную помощь вовсе не остается. В таком случае нуждающимся можно помогать финансово, потратив несколько минут на онлайн-перевод.

Сложности при запуске корпоративного волонтерского проекта
Основные трудности следующие:
-
Небольшой бюджет. У некрупных предприятий может не оказаться достаточных средств для благотворительности. В таком случае уместно начать с не требующих финансов мероприятий — бесплатных консультаций, содействия при переезде и т.п.
-
Невозможность достигнуть консенсуса при определении задач корпоративного волонтерства. В самом начале необходимо собрать работников, чтобы узнать их интересы и возможности. Иногда бывает трудно прийти к согласию: у сослуживцев разные увлечения и цели, однако этот этап придется преодолеть.
-
Слабая поддержка руководства. Понимая плюсы корпоративного волонтерства, руководители предприятий соглашаются внедрить этот вид деятельности. Но одного разрешения недостаточно: требуется финансирование и желание пойти навстречу, предоставляя добровольцам свободное время.
-
Отсутствие четкой программы. Активистам следует составить график мероприятий и определить роль каждого сотрудника. Желательно предусмотреть возможные проблемы и заранее найти способ их обхода.
-
Недостаток информации о результатах. Задействованные в корпоративных программах работники должны стать героями публикаций в печатных изданиях, на телевидении и радио, в социальных сетях. Во-первых, это привлечет последователей, а во-вторых, люди почувствуют свою значимость и поддержку общества.
-
Конкуренция добровольческих проектов с обычным досугом. Для простого человека прогулка по лесу или выход в театр может оказаться интереснее корпоративного волонтерства. Решением проблемы может стать привлечение членов семьи и друзей. Совместный труд с общением и снимком в финале покажется гораздо привлекательнее.
-
Несовременный подход к выбору проекта. Ежегодная уборка территории вокруг предприятия может показаться нудной и вызвать справедливые вопросы к руководству. Гораздо заманчивее путешествия в экопарки, сохранение достопримечательностей архитектуры, перепись птиц и другие интересные проекты.
Как вовлечь сотрудников в волонтерскую деятельность?
Главным стимулом добровольчества считается моральное удовлетворение от пользы, приносимой обществу и стране. Сотрудники с высокой мотивацией и опытом волонтерства способны повести за собой весь коллектив.
Начальным шагом вовлечения станут тренинги и информационные мероприятия. На них освещаются цели добровольчества и решаются текущие организационные вопросы. Например, реально обсудить возможный вклад в определенную социальную программу, а также установить сроки выполнения конкретных задач.
Желательно, чтобы руководитель показал пример: вышел на субботник, перевел некоторую сумму в благотворительный фонд. Естественно, он должен оплатить транспорт, защитные средства и инвентарь для проведения акций. Самым активным сотрудникам можно предоставить отгул или согласовать индивидуальный график.
Для популяризации добровольчества нужно использовать любые каналы, к примеру, социальные сети, раздачу флаеров, рассылки по электронной почте. Распространение информации непременно привлечет к волонтерской деятельности новых членов.

Ошибки при организации корпоративного волонтерства
При внедрении корпоративного волонтерства руководителю точно не стоит:
-
Копировать идеи других компаний. Простое заимствование чужих программ не всегда приносит результат. Гораздо эффективнее развитие собственной концепции помощи обществу.
-
Оказывать давление на сотрудников. Если человек по какой-то причине отказывается от волонтерства, не стоит его заставлять. В идеале корпоративное добровольчество должно быть максимально приближено к обычному, то есть совершаться «по зову сердца».
-
Самостоятельно выбирать программы. Если мнение коллектива не учитывается, работники могут утратить интерес к добровольной деятельности на благо общества.
-
Использовать непродуманную систему поощрений. Такое происходит, если руководитель просто «оплачивает» волонтерство, прибавляя дни к отпуску или надбавки к окладу. А отказавшиеся получают выговоры и отсутствие перспектив карьерного роста. На самом деле награда волонтеров — в личностном росте, развитии навыков и моральном удовлетворении от совершения благородных поступков.
Читайте также
Какой углеродный след оставляет электронная почта и какие меры можно принять уже сейчас, чтобы компенсировать нагрузку на экологию
Основатель и генеральный директор сервиса "Сохрани лес" Андрей Хорошилов об изменении климата и угрозе биоразнообразию. Специально для Ведомостей.
Что такое углеродный след – кто его оставляет и чем он может быть опасен рассказывают эксперты сервиса "Сохрани лес"
Профессиональная награда для лучших экологических практик, технологий и проектов компаний, общественных организаций и лидеров мнений. Открытое голосование до 13 ноября 2023 года.