Категории

Корпоративное волонтерство: что это такое и как его внедрить

#ESG Блог 25.02.2025 г. 3965 6 мин.
Виктория Михайлова Редактор сайта
Cодержание статьи

Корпоративное волонтерство — это участие сотрудников организаций в социально значимых проектах. Профессиональное добровольчество включает оказание бесплатных профессиональных услуг, а непрофессиональное — общую деятельность, не требующую навыков и квалификации. 

Преимущества корпоративного волонтерства

Наличие добровольных помощников для социальных проектов представляет бизнес в выгодном свете и формирует положительный имидж предприятия. 

Общие дела укрепляют и развивают такие личные качества, как ответственность, отзывчивость, умение идти к поставленной цели. 

Сослуживцы становятся сплоченной командой, способной выполнять совместные задачи. 

Добровольцы из числа сотрудников могут реализовать свои организаторские способности и выйти в лидеры. 

Идет развитие корпоративной культуры, снижается количество конфликтов в коллективе, формируется позитивное отношение к начальнику.

 

Направления корпоративного волонтерства

Корпоративное социальное волонтерство имеет несколько основных направлений:

  1. Экология. Эта сфера включает в себя разные программы: от спасения диких животных и экологических систем до уборки мусора на городской территории. К примеру, озеленение ландшафта, раздельный сбор бытовых отходов и помощь в природных заповедниках.

  2. Шефство и уход. Волонтеры посещают детские дома, школы-интернаты для инвалидов, пансионаты для пожилых. Здесь к обычной деятельности по уходу прибавляется общение с сиротами, детьми-инвалидами и пожилыми людьми. 

  3. Помощь брошенным домашним животным. Это направление корпоративного волонтерства включает сбор средств на содержание и лечение братьев меньших, а также заботу о них в приютах. 

  4. Здоровый образ жизни. Добровольцы пропагандируют донорство, помогают в больницах, дежурят на общественных мероприятиях. А также рассказывают о ЗОЖ в средствах массовой информации и непосредственно при встречах с населением. 

  5. Спорт. Это направление корпоративного волонтерства включает помощь судьям, спортсменам и зрителям на спортивных мероприятиях: сбор анализов и тестов, поддержание порядка на трибунах, информирование и т.д.

    Как внедрить корпоративное волонтерство в компанию?

    Первоочередная задача руководителя при внедрении корпоративного волонтерства — определить основную цель мероприятия и подсчитать моральную выгоду, которую получит организация. Затем нужно найти сотрудников, способных поддержать волонтерство. Следует учесть, что недовольные работники тоже найдутся. Заставлять их не стоит, лучше выслушать все аргументы и внести поправки в планы. 

    Несогласных убавится, если волонтерство будет занимать не более пары часов в неделю. Кроме того, у каждого сотрудника имеются приоритеты: кто-то любит животных, другие с удовольствием играют с детьми. Вряд ли стоит насильно отправлять особо чувствительных людей в зону ЧС, колонии или хосписы. 

    Современный ритм жизни диктует свои условия: иногда времени на личную помощь вовсе не остается. В таком случае нуждающимся можно помогать финансово, потратив несколько минут на онлайн-перевод.

     

     

Сложности при запуске корпоративного волонтерского проекта

Основные трудности следующие:

  • Небольшой бюджет. У некрупных предприятий может не оказаться достаточных средств для благотворительности. В таком случае уместно начать с не требующих финансов мероприятий — бесплатных консультаций, содействия при переезде и т.п. 

  • Невозможность достигнуть консенсуса при определении задач корпоративного волонтерства. В самом начале необходимо собрать работников, чтобы узнать их интересы и возможности. Иногда бывает трудно прийти к согласию: у сослуживцев разные увлечения и цели, однако этот этап придется преодолеть. 

  • Слабая поддержка руководства. Понимая плюсы корпоративного волонтерства, руководители предприятий соглашаются внедрить этот вид деятельности. Но одного разрешения недостаточно: требуется финансирование и желание пойти навстречу, предоставляя добровольцам свободное время. 

  • Отсутствие четкой программы. Активистам следует составить график мероприятий и определить роль каждого сотрудника. Желательно предусмотреть возможные проблемы и заранее найти способ их обхода. 

  • Недостаток информации о результатах. Задействованные в корпоративных программах работники должны стать героями публикаций в печатных изданиях, на телевидении и радио, в социальных сетях. Во-первых, это привлечет последователей, а во-вторых, люди почувствуют свою значимость и поддержку общества. 

  • Конкуренция добровольческих проектов с обычным досугом. Для простого человека прогулка по лесу или выход в театр может оказаться интереснее корпоративного волонтерства. Решением проблемы может стать привлечение членов семьи и друзей. Совместный труд с общением и снимком в финале покажется гораздо привлекательнее.

  • Несовременный подход к выбору проекта. Ежегодная уборка территории вокруг предприятия может показаться нудной и вызвать справедливые вопросы к руководству. Гораздо заманчивее путешествия в экопарки, сохранение достопримечательностей архитектуры, перепись птиц и другие интересные проекты. 

Как вовлечь сотрудников в волонтерскую деятельность?

Главным стимулом добровольчества считается моральное удовлетворение от пользы, приносимой обществу и стране. Сотрудники с высокой мотивацией и опытом волонтерства способны повести за собой весь коллектив.

Начальным шагом вовлечения станут тренинги и информационные мероприятия. На них освещаются цели добровольчества и решаются текущие организационные вопросы. Например, реально обсудить возможный вклад в определенную социальную программу, а также установить сроки выполнения конкретных задач. 

Желательно, чтобы руководитель показал пример: вышел на субботник, перевел некоторую сумму в благотворительный фонд. Естественно, он должен оплатить транспорт, защитные средства и инвентарь для проведения акций. Самым активным сотрудникам можно предоставить отгул или согласовать индивидуальный график.

Для популяризации добровольчества нужно использовать любые каналы, к примеру, социальные сети, раздачу флаеров, рассылки по электронной почте. Распространение информации непременно привлечет к волонтерской деятельности новых членов.

 

Ошибки при организации корпоративного волонтерства

При внедрении корпоративного волонтерства руководителю точно не стоит: 

  • Копировать идеи других компаний. Простое заимствование чужих программ не всегда приносит результат. Гораздо эффективнее развитие собственной концепции помощи обществу. 

  • Оказывать давление на сотрудников. Если человек по какой-то причине отказывается от волонтерства, не стоит его заставлять. В идеале корпоративное добровольчество должно быть максимально приближено к обычному, то есть совершаться «по зову сердца». 

  • Самостоятельно выбирать программы. Если мнение коллектива не учитывается, работники могут утратить интерес к добровольной деятельности на благо общества. 

  • Использовать непродуманную систему поощрений. Такое происходит, если руководитель просто «оплачивает» волонтерство, прибавляя дни к отпуску или надбавки к окладу. А отказавшиеся получают выговоры и отсутствие перспектив карьерного роста. На самом деле награда волонтеров — в личностном росте, развитии навыков и моральном удовлетворении от совершения благородных поступков.

Читайте также

Лес – не только источник древесины, но и важнейший элемент экосистемы Земли. Он играет огромную роль в поддержании биоразнообразия, защите почвы, регулировании климата и качества воды.

#ESG новости 05.06.2023 г. 1318

Что такое углеродный след – кто его оставляет и чем он может быть опасен рассказывают эксперты сервиса "Сохрани лес"

#ESG Блог 28.02.2024 г. 11321

11 октября мы снова объединились с нашим партнером ВТБ! В этот день двадцать молодых дубов были высажены с участием не только молодых семей, но и представителей городской власти — главы города, заместителя губернатора Костромской области и депутатов городской думы.

#Мероприятия 21.10.2024 г. 5442

Весенний день 18 апреля стал особенным для Смоленского Поозерья. Именно тогда на месте старых пожарищ поселились 19 000 юных сосенок. Эти малыши положили начало большой истории возрождения леса, который когда-то пострадал от огня.

#Мероприятия 19.04.2025 г. 641