Категории

Корпоративная социальная ответственность: какие бизнес-задачи решает КСО

#ESG Блог 23.10.2024 г. 2973 8 мин.
Виктория Михайлова Редактор сайта
Cодержание статьи

КСО — концепция, при которой компания добровольно совершает действия, социально значимые для регионов присутствия, сотрудников, жителей. Такие шаги превышают законодательно установленный минимум.

Компания проявляет корпоративную социальную ответственность, если заботится не только о своем имидже и финансовом состоянии, но и о сотрудниках, окружающей среде, мире в целом. Термин Corporate Social Responsibility или CSR связан с действиями производителя. Такие шаги направлены на общественные проекты, экологические инициативы и сферы жизни, на которые компания влияет. Стратегия работы подразумевает дополнительные решения и добровольные обязательства бизнеса перед обществом.

Чтобы компанию узнавали, устраивались к ней на работу, помогали субсидиями и налоговыми каникулами недостаточно производить безопасную и полезную покупателю продукцию. Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) подразумевает два важных вложения:

  • в поддержку окружающей среды;

  • в формирование нормальных условий жизни на территории предприятия и на местах работы сотрудников.

Для бизнеса КСО входит в проекты стратегического развития компаний. Если говорить о зарубежных компаниях, то это правило действует уже минимум 50-40 лет. Тренд на добровольные общественные обязательства в России появился только в начале 2000-х годов.

Какие задачи развития решаются с помощью КСО

Тренд на экологичность становится нормой. Экономика меняется и бизнес больше начинает заботиться об окружающей среде. Руководители компаний и корпораций все больше задумываются о решении следующих вопросов:

  • глобальное потепление;

  • сокращение миллиардов тонн мусора;

  • исчезновение видов растений и животных;

  • рост инфекционных патологий и онкологических процессов в популяции.

Приведем список вопросов производителей, решаемых с помощью действий в отношении экологического и социального благополучия.

Упрощение ведения бизнеса

Корпоративная социальная ответственность — часть репутации компании. Чем она выше, тем проще взаимоотношения с государством и тем проще вести дела. По отзывам крупных предпринимателей, чем продуманнее будет программа КСО такой компании, тем проще выстраивать взаимоотношения с государственными структурами на региональном и федеральном уровне.

 

Усиление бренда «молодой кровью»

Проекты социальной ответственности поднимают работодателей в глазах будущих специалистов. Забота работодателя о работниках важна для молодых профессионалов при выборе места работы. Амбициозные сотрудники предпочитают такие компании, которые добровольно решают общественные и экологические задачи, стоящие перед страной, предлагают дополнительные преференции и льготы своему персоналу.

КСО в условиях жесткой борьбы за сотрудников становится хорошим маркером. Она формирует правильный образ работодателя, к которому скорее пойдут работать, чем к тому производителю, который не заботится о социальном, экологическом и культурном благополучии региона присутствия.

 

Лояльность потребителя и населения

Социально-экологическая ответственность брендов позволяет завоевывать сердца не только молодых специалистов. Потребитель ожидает от крупной компании проявления такой ответственности и курса на устойчивое развитие. По отзывам экспертного сообщества, КСО — один из факторов, который повышает чувство удовлетворенности у клиента. Особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке такая ответственность может перевесить в момент выбора потребителя из нескольких схожих товаров. А это дает дополнительные плюсы для развития компании.

Для предприятий, не работающих напрямую на конечного потребителя, программы социального приоритета играют важную роль в репутации среди населения регионов. Работа крупных региональных производителей становится политическим фактором. И чем больше такой бизнес-проект тратит на «социалку», сотрудников, экологическое состояние региона присутствия, тем прочнее фундамент власти. Потребители, в свою очередь, на избирательных акциях будут делать выбор в сторону такого органа власти, который поддерживает и дает зеленый свет проектам предпринимателей.

Компаниям в условиях нехватки кадров важно помнить, что жители региона могут стать будущими сотрудниками. Однако могут и не стать при отсутствии должной заботе со стороны бизнеса об их месте проживания.

Цели КСО не могут быть достигнуты, если правильные ценности и принципы не донесены до сотрудников компании. Руководителям бизнеса важно мотивировать сотрудников участвовать в направлениях такой ответственности, чтобы коллеги начали проявлять инициативу. В идеале чтобы каждый из работающих в компании думал о том, как жить и работать экологичнее, как сделать мир вокруг себя лучше. Результатом таких общих усилий станет повышение интереса к деятельности компании со стороны реальных и будущих партнеров. Далее расскажем, в каких сферах можно реализовать принципы КСО с пользой для окружающей среды и общества.

 

Направления социальной ответственности

Среди таких направлений выделяют — экологические и благотворительные проекты, спорт, культуру, образование. Иногда некоторые организации проявляют социальные обязательства в отношении детей. Но физически трудно отделить работу с подрастающим поколением от того же спорта или экопроектов.

Образование. В отношении такой работы фирмы организовывают общеобразовательные проекты для жителей регионов присутствия. На производственных площадках предприятий доступна практика для студентов вузов и колледжей. В образовательных учреждениях могут проводить лекции эксперты компаний. С помощью предприятий также могут быть реализованы программы профессиональной ориентации среди студентов и школьников. Производители заботятся о повышении квалификации и проводят обучение для своих сотрудников.

Культура. Крупные компании России уже давно поддерживают культурную жизнь в разных регионах страны. Они помогают в проведении фестивалей, выставок, концертов, творческих конкурсов и союзов. Финансируют музеи, досуговые и культурно-массовые учреждения. Спонсорская помощь таких компаний позволяет создавать в общественных пространствах мемориалы, памятники, арт-объекты. К этой же сфере ответственности бизнеса можно отнести и проведение корпоративов, тимбилдингов, культурных тренингов.

ЗОЖ и спорт. Это направление работы может быть для производителей как внутренним, так и внешним. Работодатели для работников вводят ДМС, организуют корпоративные спортивные соревнования, создают удобные рабочие места, обеспечивают персонал психологической поддержкой. Также они предоставляюпутевки в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, компенсируют стоимость абонементов в спортивные залы, бассейны и клубы. Внешняя сторона такой работы может касаться организации общественных спортивных мероприятий, поддержки спортивных секций, команд, строительства спортивных и детских игровых площадок в общественных местах.

Экология. Экологические проекты для бизнеса могут не ограничиваться снижением вредных выбросов от деятельности компании. Часто крупные производители берут на себя заботу о формировании привычки собирать мусор раздельно. Контейнеры для этой цели могут устанавливаться не только в офисах и цехах компании, но и в населенных пунктах на территории предприятия. В зоне экологической ответственности организаций также:

  • использование перерабатываемых ресурсов;

  • применение безопасной упаковки;

  • производство продукции, отвечающей нормам не только потребительской, но и экологической безопасности.

Компании вносят вклад в улучшение экологической обстановки, организуя субботники по лесовосстановлению, помогая в ликвидации последствий лесных пожаров и других экологических катастроф.

Благотворительная деятельность. Не ограничивается поддержкой больниц, домов ребенка, спортивных команд, учреждений образования.      Общественно активный бизнес жертвует в благотворительные фонды. Компании часто их сами и создают.

Относительно новым трендом для предприятий и производителей стало волонтерство. Производители вовлекают в эту форму социальной активности своих работников. Они участвуют в акциях или в постоянных социальных и экологических программах, ведущихся в регионах присутствия компаний.
Бизнес с хорошей репутацией поддерживает и развивает волонтерское движение, выделяет гранты талантливой молодежи и детям. Часто крупные производители оказывают адресную помощь социально незащищенным людям, инвалидам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Принципы, направления и уровни КСО

Социальные проекты и организации используют следующие принципы в своей работе.

Открытость. Подразумевает активности в концепции корпоративной социальной ответственности на виду у общества. Разные каналы коммуникации рассказывают о том, что делает социально активная компания.

Системность. Проекты в рамках корпоративных действий нацелены на решение проблем участников системы.

Регулярность. В работе, связанной с КСО, нет безалаберности, хаотичности. Такая работа — регулярная, постоянная. Случайные, разовые проекты, о которых вскоре забудут, приведут к краху любую перспективную идею социальной ответственности компании.

Аполитичность. КСО — это не про политику. Действия в концепции такой идеи не должны поддерживать отдельных политиков или партии.

Выделяют три уровня социальной ответственности компаний:

  1. База. Ограничивается рамками законодательства.

Как компании соблюдают базовый уровень:

  • вовремя перечисляют заработную плату;

  • уплачивают налоги;

  • обеспечивают сотрудникам социальный пакет;

  • принимают меры по охране окружающей среды;

  • соблюдают безопасность труда;

  • не допускают дискриминации своих работников.

Такое направление к идее корпоративной социальной ответственности относится условно. Поскольку перечисленное — это рамки, в которых работает любая официальная компания. Но без этого минимума, определенного законами, качественную систему КСО не выстроить.

  1. Расширенный. В нем намного больше заботы о сотрудниках. Помимо стандартного минимума работникам компании предоставляют:

  • повышение квалификации и образование;

  • корпоративную медицинскую страховку;

  • организацию питания по месту работы;

  • санаторно-курортное лечение;

  • подарки для детей сотрудников;

  • проведение культурно-массовых мероприятий.

 

  1. Высший уровень КСО. Предусматривает действия, направленные на благотворительность и общественное благополучие. Таким образом компании финансируют социальные проекты, помогая нуждающимся и заботясь об экологической составляющей.

Подчеркнем, что описанные уровни и направления КСО не имеют четкой стандартизации заботы о сотрудниках, жителях региона, экологической обстановки в нем.

 

Корпоративная социальная ответственность в России

КСО в зарубежной концепции в России — еще на стадии развития. Поскольку тренд на социальную ответственность бизнеса пришел в нашу страну недавно. Но это не означает, что российское предпринимательское сообщество и корпорации не работают в этом направлении. Те преимущества, которые дает корпоративная социальная ответственность бизнесу, позволяют проявлять себя и опережать конкурентов.

Российские компании стали больше заботиться о сотрудниках. Они организуют удобные рабочие пространства и условия работы. Меньше стало серых зарплат в производственной и офисной сфере, а рабочие графики становятся гибче.

Русские компании становятся экологически ответственными. В программах развития предприятий больше заботы уделяется окружающей среде. Такая забота проявляется в снижении вреда экологическим пространствам, лесовосстановлении, замещении невозобновляемых источников энергии, уменьшении ее потребления.

Российские компании поддерживают культурные и образовательные инициативы. Работа музеев, театров, образовательных учреждений невозможна без благотворительных инициатив флагманов российского производства.

Коротко о главном

Корпоративная социальная ответственность позволяет:

  • наладить работу с государственными органами власти;

  • найти партнеров для компании;

  • улучшить мнение о бренде у потребителей, партнеров, будущих работников;

  • привлечь новые и талантливые кадры в штат.

Направления КСО — это забота о сотрудниках компании, экология, спорт, образование, культура.

КСО аполитична, системна, регулярна, открыта.

В РФ культура социальной ответственности компаний сверх установленных законодательством норм набирает обороты, но встречается с проблемами. Поэтому такие процессы на российском бизнес пространстве не столь активны, как в других государствах.

 

Список источников:
  • Киварина Мария Валентиновна. Корпоративная социальная ответственность. Экономический журнал. 2011. №23 — https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost 

  • Джон Р. Кер. Канадский подход к корпоративной социальной ответственности (КСО). Бизнес и общество

  • Цуциева О.Т. Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности. О.Т. Цуциева, А.З. Гобозова. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №6 (13) — https://research-journal.org/archive/6-13-2013-june/comparative-analysis-model-of-corporate-social-responsibility

  • Чубарова Татьяна Владимировна. Социальная ответственность бизнеса: Россия на фоне мирового опыта. РСМ. 2011. №3 — https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-rossiya-na-fone-mirovogo-opyta

Читайте также

Рассмотрим в статье концепцию экономического развития, ориентированного на устойчивость и эффективное использование ресурсов.

#ESG Блог 24.04.2024 г. 7405

Рассмотрим в статье особенности компенсационного озеленения в России

#ESG Блог 28.05.2024 г. 6543

17 целей устойчивого развития легли в основу документа, подписанного 193 странами на саммите ООН в 2015 году. В статье рассказываем о концепциях и целях устойчивого развития.

#ESG Блог 30.07.2024 г. 7851