Категории

ESG принципы: что это и как внедрить в бизнес

#ESG Блог 27.03.2024 г.

ESG – это не просто тренд, но и важный стандарт для ответственных компаний. Он основан на принципах социальной ответственности, охраны окружающей среды и эффективного корпоративного управления.

Игнорирование принципов ESG может иметь последствия для компании: репутационные убытки, потеря доверия со стороны потребителей или даже бойкот продукции. Время пассивного отношения к этой повестке прошло. Интеграция принципов ESG в бизнес – это не только обязательство перед обществом, но и стратегическая необходимость.

Какие преимущества дает компаниям подход Environmental, Social, Governance в контексте национальных особенностей? Как его можно успешно интегрировать в бизнес-процессы?

ESG: что это такое и какова польза для бизнеса

«Окружающая среда, общество, управление» – так переводится Environmental, Social и Governance, преобразованные в аббревиатуру. Эксперты по-разному трактуют этот термин. Одни называют это планом работы компании. Другие говорят, что это эволюция подходов к ответственному ведению бизнеса. Но следование такой повестке помогает предпринимателям проводить внедрение эффективного прозрачного менеджмента, бережно заботиться об экологической обстановке и людях, связанных с деятельностью компании.

Понятие ESG появилось в 2004 году. О нем впервые заговорил с трибуны ООН ее тогдашний Генеральный секретарь Кофи Аннан. Этот международный деятель выступил с обращением к руководителям ведущих мировых корпораций, в котором он рассказал о необходимости интеграции в бизнес прозрачного менеджмента, внимания к вопросам экологии и заботливого отношения к работникам компаний.

Время доказало важность речи Кофи Аннана к представителям мировых корпораций. Сегодня принципы ESG стали частью рабочей стратегии крупных компаний. Однако средние и малые предприятия не остаются в стороне, активно внедряя эту тактику. За 2022 год, который был связан с серьезными экономическими трудностями из-за пандемии коронавируса, активы компаний, придерживающихся принципов ESG, достигли 41 трлн долларов.

Причины внедрения предприятиями принципов Environmental, Social, Governance:

  • Инвестиционная привлекательность. В РФ, как на Западе, уже учитываются ESG-рейтинги. Их оценивают банковские организации или независимые агентства. Помимо финансовых критериев, учитываются стандарты ведения бизнеса, выполнение обязательств перед обществом и сотрудниками компании, риски экологических катастроф.

  • Пиар. Ведение ESG-кампании – хороший инфоповод. Пренебрежение этой концепцией приводит к PR-провалам, недовольству властей или общественности, а также к санкциям со стороны контролирующих органов.

  • Популярность бренда. Чем лучше условия в компании, тем она более привлекательна для потенциальных сотрудников. Принципы ESG связаны с созданием доброжелательной среды, где учитываются потребности, нужды и амбиции каждого работника.

  • Повышение лояльности клиентов. Внимание к вопросам экологии способствует активизации интереса со стороны потребителей, ценящих заботу об окружающей среде. На продукт или услуги компании могут обратить внимание покупатели, для которых ценны принципы социальной справедливости и благополучия. ESG-идея – действенный маркетинговый инструмент.

Принципы ESG

ESG расшифровывается и переводится как «окружающая среда», «общество», «управление». Остановимся на каждой составляющей этого понятия:

  • Окружающая среда. С этим пунктом связана любая деятельность бизнеса, направленная на снижение отрицательного воздействия бизнеса на экологию. Меры включают проведение экологических мероприятий:

    • высадка лесных насаждений;

    • уборка мусора;

    • переход на энергосберегающие технологии;

    • внедрение безотходного производства;

    • отказ от потенциально загрязняющих природу предметов;

    • участие во вторичной переработке материалов. 

  • Общество. Взаимодействие с обществом включает не только предоставление социальных льгот или программ заботы о здоровье сотрудников, но и активное участие в социальных инициативах, благотворительных мероприятиях, проектах, направленных на повышение качества жизни. Подход помогает формировать долгосрочные партнерские отношения, повышать уровень доверия со стороны общества, укреплять имидж компании как социально ответственной организации.

  • Управление. Организации, активно внедряющие принципы устойчивого управления, демонстрируют свою способность к эффективному руководству, ответственному поведению, учету интересов всех заинтересованных сторон. Это способствует повышению привлекательности компании для инвесторов, уменьшению рисков, созданию условий для долгосрочного успешного развития.

Риски ESG

Игнорирование факторов бережного отношения к социуму, сотрудникам, окружающей среде ведет к рискам для хозяйствующих субъектов.

Несколько типичных ситуаций для компаний, не соблюдающих модели и сценарии ESG:

  • Отсутствие интереса со стороны инвесторов или трудности с их привлечением. Отказ от социально и экологически ответственных правил ведения бизнеса приводит к рискам неполучения финансовой поддержки от частных или государственных инвестиционных фондов и банков. Предприниматели, внедрившие такие бизнес-идеи, повышают свои инвестиционную привлекательность для крупных финансовых агентств.

  • Риск испортить репутацию. Скандалы, связанные с окружающей средой или некорректными действиями в отношении сотрудников компании, плохо сказываются на репутации организации.

  • Незаметность в инфополе. Предпринимательство не ограничивается заработком. Оно также связано с узнаваемостью. Чем активнее компания доказывает свое место на рынке, тем больше вероятность, что клиенты будут выбирать ее продукты или услуги. Публичное выражение обязательств по ESG-принципам укрепляет позиции на рынке, обеспечивая долгосрочную стабильность.

  • Неблагоприятное отношение со стороны партнеров по рынку. Все больше хозяйствующих субъектов в России требуют от своих партнеров соблюдения ESG. Они хотят вести бизнес с социально и экологически ответственными участниками рынка, применяющими современные методы управления. Для них важно не достигнуть результат любой ценой, а добиться успеха, основанного на заботе о сотрудниках, клиентах и партнерах.

Анализ рисков в этой сфере говорит, что методы развития нужно применять не только крупным корпорациям, но и небольшим компаниям, если они хотят успешно работать в РФ.

Как внедрить ESG

Внедряя такую методику, позаботьтесь о ее полноценности, созвучии с ориентирами и спецификой работы организации.

  • Определите направления. Ставьте измеримые, посильные задачи и выбирайте простые пути для их решения. Не старайтесь, например, за два года победить парниковый эффект на планете. Вам это не под силу, даже если вы крупная корпорация с десятками компаний в регионах и за рубежом. Лучше освойте безотходное производство. Вы сможете внести вклад в борьбу с глобальным потеплением и заявить о своем устойчивом развитии в нефинансовой сфере.

  • Оцените риски. Определите возможные последствия для вашего бизнеса и для отрасли. После такой оценки выбирайте практики, снижающие самые серьезные риски.

  • Вовлекайте в ответственное управление, отношения с социумом и окружающей средой своих сотрудников. Расскажите коллегам о важности таких факторов устойчивого развития. Поощряйте экологически ответственных сотрудников. Вовлекайте коллектив в установку ориентиров, ведите регулярный диалог с коллективом. Важным, но простым фактором для такой стимуляции станет поддержка здоровой рабочей атмосферы.

  • Не бойтесь быть честными. В России часто не доверяют социальным и экологическим проектам. Многие россияне рассматривают их как вариант присвоения государственных или корпоративных средств. Нужно честно делиться с работниками, партнерами и потенциальными клиентами своими проектами для общественной пользы и окружающей среды. Пусть аудитория узнает о том, с какими фондами вы сотрудничаете, кто выступает вашим партнером в таких акциях, какие мероприятия планируются.

  • Действуйте на сферу своего наибольшего негативного влияния. Если стремление двигаться по пути устойчивого развития появилось недавно, начните внедрение с самого «грязного» проекта. Компенсируйте наиболее негативный след компании в регионе присутствия. Это поднимет ваши экологические рейтинги, положительно скажется на репутации, а главное – улучшит экологическую обстановку.

Как составить ESG отчетность

В России нет законодательной практики составления таких отчетов. Крупные компании для создания и развития хорошей репутации в глазах акционеров и потенциальных инвесторов публикуют нефинансовую отчетность. Если компания заинтересована в прозрачности своей деятельности, она может перенять их опыт. В создании отчетов помогают информационные письма Банка России, дающие рекомендации по оценке, методологии и корректному предоставлению нефинансовой информации компаний.

ESG отчетность: рекомендации по составлению

  • Будьте объективны и последовательны, оценивайте раскрываемую информацию. Показывайте в рамках такого отчета ориентацию на стратегические цели с учетом интересов заинтересованных в вашей деятельности лиц. Рассказывайте о работе, устойчивом развитии, применении принципов корпоративного управления, процедурах и результатах принятой политики. Не забывайте о ключевых факторах вашей нефинансовой деятельности, а также об основных рисках.

  • Раскрывайте такую информацию в формате годового отчета или в иной удобной форме. По сложившейся в России практике, такой отчет утверждается советом директором, а своим названием напоминает об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности. 

  • Публикуйте отчеты на сайте организации сразу после их утверждения. Это только поднимет ваши репутационные рейтинги. Приглашение для работы внешнего агентства повысит доверие к отчетам. Они должны появиться на сайтах фирмы через два дня после их утверждения и быть доступны пользователям не менее трех лет.

  • Рассказывайте о социальных и экологических инициативах фирмы. Сообщая о нефинансовых показателях своего дела, обязательно отражайте трудовые отношения, антикоррупционную деятельность, борьбу с коммерческим подкупом, в том числе – должностных лиц из иностранных государств. Покажите в отчете, что вы соблюдаете права человека. Отразите в такой специфической отчетности правильность управления поставками. Расскажите, что осуществляете их с учетом управленческих, социальных и экологических вопросов.

  • Не пренебрегайте стандартами из мировой практики, на которые можно и нужно ориентироваться. Если вы ведете международную коммерческую деятельность, будет не лишним публиковать отчетность на иностранном языке. Денежные единицы сохраните в рублях, при желании переводя или дублируя их в валюте.

ESG принципы – важная часть современного бизнеса, которая охватывает социальные, экологические и управленческие аспекты деятельности компаний. Внедрение такого подхода позволяет организациям создавать устойчивые бизнес-модели, учитывающие интересы различных стейкхолдеров и способствующие долгосрочному успеху.

Для успешной реализации ESG в бизнесе нужен системный подход к интеграции практик, а также активное вовлечение всего персонала в процесс принятия и внедрения изменений. Компании, которые успешно внедряют ESG, укрепляют свой имидж и повышают конкурентоспособность. Они вносят вклад в общественную и экологическую устойчивость.

 

Список источников
 
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 541 – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905060005. 

  • Национальный проект «Экология» – https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/.

  • Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» – https://rg.ru/documents/2020/11/06/parnik-dok.html.

  • Правительство России утвердило критерии зеленых проектов – https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_rossii_utverdilo_kriterii_zelenyh_proektov.html.

  • Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года – https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_utverdilo_strategiyu_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossii_s_nizkim_urovnem_vybrosov_parnikovyh_gazov_do_2050_goda.html.

  • Кофи Аннан – https://www.un.org/sg/ru/formersg/koffi.shtml.