Категории
ESG принципы компании: что это и как внедрить в бизнес
ESG – это не просто тренд, но и важный стандарт для ответственных компаний. Он основан на принципах социальной ответственности, охраны окружающей среды и эффективного корпоративного управления.
Игнорирование принципов ESG может иметь последствия для компании: репутационные убытки, потеря доверия со стороны потребителей или даже бойкот продукции. Время пассивного отношения к этой повестке прошло. Интеграция принципов ESG в бизнес – это не только обязательство перед обществом, но и стратегическая необходимость.
Какие преимущества дает компаниям подход Environmental, Social, Governance в контексте национальных особенностей? Как его можно успешно интегрировать в бизнес-процессы?
ESG: что это такое и какова польза для бизнеса
«Окружающая среда, общество, управление» – так переводится Environmental, Social и Governance, преобразованные в аббревиатуру. Эксперты по-разному трактуют ESG компании. Одни называют это планом работы организации. Другие говорят, что это эволюция подходов к ответственному ведению бизнеса. Но следование такой повестке помогает предпринимателям проводить внедрение эффективного прозрачного менеджмента, бережно заботиться об экологической обстановке и людях, связанных с деятельностью компании.
Понятие ESG компании появилось в 2004 году. О нем впервые заговорил с трибуны ООН ее тогдашний Генеральный секретарь Кофи Аннан. Этот международный деятель выступил с обращением к руководителям ведущих мировых компаний, в котором он рассказал о необходимости интеграции в бизнес прозрачного менеджмента, внимания к вопросам экологии и заботливого отношения к работникам компаний.
Время доказало важность речи Кофи Аннана к представителям мировых корпораций. Сегодня принципы ESG стали частью рабочей стратегии крупных компаний. Однако средние и малые предприятия не остаются в стороне, активно внедряя эту тактику. За 2022 год, который был связан с серьезными экономическими трудностями из-за пандемии коронавируса, активы компаний, придерживающихся ESG, достигли 41 трлн долларов.
Причины внедрения компаниями принципов ESG:
-
Инвестиционная привлекательность. В РФ, как на Западе, уже учитываются ESG-рейтинги. Их оценивают банковские организации или независимые агентства. Помимо финансовых критериев, учитываются стандарты ведения бизнеса, выполнение обязательств перед обществом и сотрудниками компании, риски экологических катастроф.
-
Пиар. Ведение ESG-кампании – хороший инфоповод. Пренебрежение этой концепцией приводит к PR-провалам, недовольству властей или общественности, а также к санкциям со стороны контролирующих органов.
-
Популярность бренда. Чем лучше условия в компании, тем она более привлекательна для потенциальных сотрудников. ESG-компании связано с созданием доброжелательной среды, где учитываются потребности, нужды и амбиции каждого работника.
-
Повышение лояльности клиентов. Внимание к вопросам экологии способствует активизации интереса со стороны потребителей, ценящих заботу об окружающей среде. На продукт или услуги компании могут обратить внимание покупатели, для которых ценны принципы социальной справедливости и благополучия. ESG-идея – действенный маркетинговый инструмент.
Принципы ESG
ESG расшифровывается и переводится как «окружающая среда», «общество», «управление». Остановимся на каждой составляющей этого понятия:
-
Окружающая среда. С этим пунктом связана любая деятельность бизнеса, направленная на снижение отрицательного воздействия бизнеса на экологию. Меры включают проведение экологических мероприятий:
-
высадка лесных насаждений;
-
уборка мусора;
-
переход на энергосберегающие технологии;
-
внедрение безотходного производства;
-
отказ от потенциально загрязняющих природу предметов;
-
участие во вторичной переработке материалов.
-
Общество. Взаимодействие с обществом включает не только предоставление социальных льгот или программ заботы о здоровье сотрудников, но и активное участие в социальных инициативах, благотворительных мероприятиях, проектах, направленных на повышение качества жизни. Подход помогает формировать долгосрочные партнерские отношения, повышать уровень доверия со стороны общества, укреплять имидж компании как социально ответственной организации.
-
Управление. Компании, активно внедряющие принципы устойчивого управления, демонстрируют свою способность к эффективному руководству, ответственному поведению, учету интересов всех заинтересованных сторон. Это способствует повышению привлекательности компании для инвесторов, уменьшению рисков, созданию условий для долгосрочного успешного развития.
Риски ESG
Игнорирование факторов бережного отношения к социуму, сотрудникам, окружающей среде ведет к рискам для хозяйствующих субъектов.
Несколько типичных ситуаций для компаний, не соблюдающих модели и сценарии ESG:
-
Отсутствие интереса со стороны инвесторов или трудности с их привлечением. Отказ от социально и экологически ответственных правил ведения бизнеса приводит к рискам неполучения финансовой поддержки от частных или государственных инвестиционных фондов и банков. Предприниматели, внедрившие такие бизнес-идеи, повышают свои инвестиционную привлекательность для крупных финансовых агентств.
-
Риск испортить репутацию. Скандалы, связанные с окружающей средой или некорректными действиями в отношении сотрудников компании, плохо сказываются на репутации организации.
-
Незаметность в инфополе. Предпринимательство не ограничивается заработком. Оно также связано с узнаваемостью. Чем активнее компания доказывает свое место на рынке, тем больше вероятность, что клиенты будут выбирать ее продукты или услуги. Публичное выражение обязательств по ESG-принципам укрепляет позиции на рынке, обеспечивая долгосрочную стабильность.
-
Неблагоприятное отношение со стороны партнеров по рынку. Все больше хозяйствующих субъектов в России требуют от своих партнеров соблюдения принципов ESG. Они хотят вести бизнес с социально и экологически ответственными участниками рынка, применяющими современные методы управления. Для них важно не достигнуть результат любой ценой, а добиться успеха, основанного на заботе о сотрудниках, клиентах и партнерах.
Анализ рисков в этой сфере говорит, что методы развития нужно применять не только крупным корпорациям, но и небольшим компаниям, если они хотят успешно работать в РФ.
Как внедрить ESG
Внедряя методику ESG в компании, позаботьтесь о ее полноценности, созвучии с ориентирами и спецификой работы.
-
Определите направления. Ставьте измеримые, посильные задачи и выбирайте простые пути для их решения. Не старайтесь, например, за два года победить парниковый эффект на планете. Вам это не под силу, даже если вы крупная корпорация с десятками компаний в регионах и за рубежом. Лучше освойте безотходное производство. Вы сможете внести вклад в борьбу с глобальным потеплением и заявить о своем устойчивом развитии в нефинансовой сфере.
-
Оцените риски. Определите возможные последствия для вашего бизнеса и для отрасли. После такой оценки выбирайте практики, снижающие самые серьезные риски.
-
Вовлекайте в ответственное управление, отношения с социумом и окружающей средой своих сотрудников. Расскажите коллегам о важности таких факторов устойчивого развития компании. Поощряйте экологически ответственных сотрудников. Вовлекайте коллектив в установку ориентиров, ведите регулярный диалог с коллективом. Важным, но простым фактором для такой стимуляции станет поддержка здоровой рабочей атмосферы.
-
Не бойтесь быть честными. В России часто не доверяют социальным и экологическим проектам. Многие россияне рассматривают их как вариант присвоения государственных или корпоративных средств. Нужно честно делиться с работниками, партнерами и потенциальными клиентами своими проектами для общественной пользы и окружающей среды. Пусть аудитория компании узнает о том, с какими фондами вы сотрудничаете, кто выступает вашим партнером в таких акциях, какие мероприятия планируются.
-
Действуйте на сферу своего наибольшего негативного влияния. Если стремление двигаться по пути устойчивого развития появилось недавно, начните внедрение с самого «грязного» проекта. Компенсируйте наиболее негативный след компании в регионе присутствия. Это поднимет ваши экологические рейтинги, положительно скажется на репутации, а главное – улучшит экологическую обстановку.
Как составить ESG отчетность
В России нет законодательной практики составления отчетов ESG. Крупные компании для создания и развития хорошей репутации в глазах акционеров и потенциальных инвесторов публикуют нефинансовую отчетность. Если компания заинтересована в прозрачности своей деятельности, она может перенять их опыт. В создании отчетов ESG помогают информационные письма Банка России, дающие рекомендации по оценке, методологии и корректному предоставлению нефинансовой информации компаний.
ESG отчетность: рекомендации по составлению
-
Будьте объективны и последовательны, оценивайте раскрываемую информацию. Показывайте в рамках такого отчета ориентацию на стратегические цели с учетом интересов заинтересованных в вашей деятельности лиц. Рассказывайте о работе, устойчивом развитии, применении принципов корпоративного управления, процедурах и результатах принятой политики компании. Не забывайте о ключевых факторах вашей нефинансовой деятельности, а также об основных рисках.
-
Раскрывайте такую информацию в формате годового отчета или в иной удобной форме. По сложившейся в России практике, такой отчет утверждается советом директором, а своим названием напоминает об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности компании.
-
Публикуйте ESG отчеты на сайте компании сразу после их утверждения. Это только поднимет ваши репутационные рейтинги. Приглашение для работы внешнего агентства повысит доверие к отчетам. Они должны появиться на сайтах фирмы через два дня после их утверждения и быть доступны пользователям не менее трех лет.
-
Рассказывайте о социальных и экологических инициативах компании. Сообщая о нефинансовых показателях своего дела, обязательно отражайте трудовые отношения, антикоррупционную деятельность, борьбу с коммерческим подкупом, в том числе – должностных лиц из иностранных государств. Покажите в отчете, что вы соблюдаете права человека. Отразите в такой специфической отчетности правильность управления поставками. Расскажите, что осуществляете их с учетом управленческих, социальных и экологических вопросов.
-
Не пренебрегайте стандартами из мировой практики, на которые можно и нужно ориентироваться. Если вы ведете международную коммерческую деятельность, будет не лишним публиковать отчетность на иностранном языке. Денежные единицы сохраните в рублях, при желании переводя или дублируя их в валюте.
ESG принципы – важная часть современного бизнеса, которая охватывает социальные, экологические и управленческие аспекты деятельности компаний. Внедрение такого подхода позволяет организациям создавать устойчивые бизнес-модели, учитывающие интересы различных стейкхолдеров и способствующие долгосрочному успеху.
Для успешной реализации принципов ESG в бизнесе нужен системный подход к интеграции практик, а также активное вовлечение всего персонала в процесс принятия и внедрения изменений. Компании, которые успешно внедряют ESG, укрепляют свой имидж и повышают конкурентоспособность. Они вносят вклад в общественную и экологическую устойчивость.
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 541 – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905060005.
-
Национальный проект «Экология» – https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/.
-
Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» – https://rg.ru/documents/2020/11/06/parnik-dok.html.
-
Правительство России утвердило критерии зеленых проектов – https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_rossii_utverdilo_kriterii_zelenyh_proektov.html.
-
Правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года – https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_utverdilo_strategiyu_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossii_s_nizkim_urovnem_vybrosov_parnikovyh_gazov_do_2050_goda.html.
-
Кофи Аннан – https://www.un.org/sg/ru/formersg/koffi.shtml.
Читайте также
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) подразумевает два важных вложения. Подробности рассмотрим в этой статье.
Возможно ли сохранить природу и как это сделать, рассмотрим в нашей статье.
17 целей устойчивого развития легли в основу документа, подписанного 193 странами на саммите ООН в 2015 году. В статье рассказываем о концепциях и целях устойчивого развития.
Рассмотрим в статье особенности компенсационного озеленения в России